статьи и заметки


                           Познание и творчество.

Интуиция, знание и вера

На познание всегда активно влияет чувственность, а также интеллект, весь духовный мирчеловека. Эмоции заряжают исследователя энергией и двигают процесс познания, а могут и тормозить его. В духовном мире всегда присутствуют любознательность, познавательные и созидательные интересы. 

Познание - это всегда творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее не существовавшего в знаниях. Главным критерием творчества является новизна и социокультурное значение полученных результатов. Познавательное творчество требует очень больших умственных и физических усилий, а нередко гражданского мужества и даже самопожертвования, ведь передовые идеи всегда сталкиваются с инертной, консервативной и даже враждебной действительностью. 

Большую роль в творчестве играет интуиция как форма непосредственного, "моментального" познания. Интеллектуальная интуиция - это внезапное действие некоего "сверхсознания", творческое "самовоспламенение", когда истина открывается субъекту сразу, без сложной цепи логических процедур и доказательств. Ей присуща не только непосредственность (прямое усмотрение истины), но и неосознанность поиска, внезапность открытия. Она проявляет себя в научном, художественном, обыденном познании. В основе интуиции лежит взаимодействие и пересечение наглядно-образного и понятийно-абстрактного мышления при огромной роли бессознательного мыслительного процесса. Она является результатом длительной и напряженной работы ума и чувств человека, характерна для людей с большим жизненным опытом. 

Продолжая рассуждения об интуиции, важно отметить возможность существования интуитивной веры. Вера как особая отрасль знания и постижения бытия не требует ни практических (фактических), ни логических доказательств. Она основана на социальном чувствовании, которое характерно для познания не специально предпринимаемого, а возникающего по ходу жизни человека, самопроизвольно. Вера часто дополняет в сознании то, что не "заполнено" знаниями. Вера необходима в социальном познании, как и целенаправленный, организованный процесс добывания знаний. 

Вера может быть светской и религиозной, реальной (вера в хорошего человека, в благополучные обстоятельства, вера в победу в войне), а также абстрактной (вера в судьбу, везение). Одной из форм абстрактного религиозного верования выступает Бог. 

Вера является специфическим способом постижения вещей, процессов и явлений материального и духовного мира, т.е. познания без логического обоснования, например: "я верю, что есть Бог"; "я верю, что скоро наступит весна"; "я верю в успех своего дела", и т.д. Вера предполагает восприятие воображаемой реальности как якобы действительно существующей, и в этом смысле является особым состоянием духовного мира человека и психологической установкой. Если разум открывает нам вещи видимые, очевидные, то вера устремлена к тому, чтобы обнаружить вещи пока еще невидимые или не существующие материально. Вера активно участвует в процессе познания, являясь его дополнительным компонентом. Но здесь следует заметить, что существует и так называемая ложная (иррациональная) вера. В ее основе лежит ослепление разума, фанатизм и интеллектуальная слабость человека. 

Существует и вера разумная (рациональная), которая олицетворяет силу человека и способствует его эмоциональной и интеллектуальной активности, стимулирует познавательный поиск. Ее предпосылками являются мышление, опыт исследования, знания и факты, эксперимент, наблюдения и размышления, и поэтому она не противостоит разуму. Учеными всегда двигала их глубокая вера в человеческий разум. Без веры в успех исследования сложно обосновывать открытия. В этом смысле разумная вера является как бы светом во тьме, двигателем истины и прогресса. Напротив, отсутствие разумной веры порождает скептицизм, ошибки и бесплодность познания. Таким образом, знание и вера представляют собой необходимые ступени движения к истине, важные формы духовного освоения мира человеком. Познание дополняется постижением и интуитивным познанием. Основные понятия Творчество в познании, интуиция, знание, рациональная вера, иррациональная вера. Блюда из овощей приготовим сами.





========================================================================

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСЕХ НАУК


Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них – использование данной наукой знаний, полученных другими науками. "Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. В этом процессе первоначальные понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть понимание как явлений, из которых они произошли, так и тех, к которым они вновь применены" [1,c. 34]. 

Уже на "заре" науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала активно вторгаться и в другие – в том числе и гуманитарные – науки. Успешное развитие геологии и биологии невозможно без опоры на знания, полученные в физике, химии и т.п. Однако закономерности, свойственные высшим формам движения материи, не могут быть полностью сведены к низшим. Рассматриваемую закономерность развития науки очень образно выразил нобелевский лауреат, один из создателей синергетики И. Пригожин: "Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному "перемешиванию" научной культуры" [2, с. 275]. 
Разделение наук, приведшее к возникновению фундаментальных отраслей естествознания и математики, развернулось полным ходом начиная с эпохи Возрождения (вторая половина XV в.). Объединение наук сначала отсутствовало почти полностью. Важно было исследовать частности, а для этого требовалось, прежде всего, вырывать их из их общей связи. Однако во избежание того, чтобы все научное знание не рассыпалось бы на отдельные, ничем не связанные между собой отрасли, подобно бусинкам при разрыве нити, на которую они были нанизаны, уже в XVII в. стали предлагаться общие системы с целью объединить все науки в одно целое. Однако никакой внутренней связи между науками при этом не раскрывалось; науки просто прикладывались одна к другой случайно, внешним образом. Поэтому и переходов между ними не могло быть. Так в принципе обстояло дело до середины и даже до конца третьей четверти XIX в. В этих условиях продолжавшееся нараставшими темпами разделение наук, их дробление на все более и более мелкие разделы и подразделы были тенденцией, не только противоположной тенденции к их объединению, но и затруднявшей и осложнявшей эту последнюю: чем больше появлялось новых наук и чем дробнее становилась их собственная структура, тем труднее и сложнее становилось их объединение в общую единую систему. 
Вследствие этого тенденция к их интеграции не могла реализоваться в достаточно заметной степени, несмотря на то, что потребность в ее осуществлении давала себя знать с все нарастающей силой. Начиная с середины XIX в. тенденция к объединению наук впервые обрела возможность из простого дополнения к противоположной ей тенденции (к их дифференциации) приобрести самодовлеющее значение, перестать носить подчиненный характер.  



1. МЕХАНИЗМЫ СВЯЗИ НАУКИ И ПРАКТИКИ
До недавнего времени основным типом взаимодействия науки и практики было внедрение тех или иных уже полученных результатов научного поиска в промышленность, сельское хозяйство и другие сферы практики. В этом случае весь цикл – от фундаментальной идеи до ее практического воплощения оказывается преимущественно однонаправленным. В результате подчас разрабатывается и внедряется не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее или проще для тех, кто создает новую технику. Это существенно затрудняет оптимальное использование достижений научно-технического прогресса. В ходе практической реализации идеи, а иногда и после этого начинают выявляться непредвиденные – и далеко не всегда желательные – эффекты. Они, как правило, тем больше, чем уже и одностороннее рассматривается и решается комплексная по своей сути проблема. Ликвидация таких эффектов отвлекает значительную часть научного и технического потенциала. Конечно, сегодня мы можем не знать точно, какими именно будут в каждом конкретном случае нежелательные последствия практической реализации новых научно-технических достижений. Но уже имеется достаточный опыт для того, чтобы предвидеть саму возможность их возникновения и быть готовыми к их ликвидации. 
Проблема внедрения, а точнее, проблема создания современного механизма взаимодействия науки и практики заслуживает глубокого и всестороннего комплексного исследования. Его необходимо организовать и начать как можно скорее, ибо каждый выигранный год обернется многими сэкономленными миллиардами $. И не только теми, которые пока оседают в науке мертвым капиталом, но и теми, многократно большими, которые нам могло бы дать увеличение утилизации практически значимых научных результатов. 
Усиление связей науки с практикой влияет и на развитие самой науки, порождая новые отрасли знания на стыке общественных, естественных и технических наук. Наиболее характерный пример тому являет собой экология. Экологические проблемы возникли не сегодня. Их возраст – возраст цивилизации. Но только к середине XX в. они из теневых и практически неразличимых превратились в первостепенные. Таково одно из важнейших следствий НТР – установления нового типа отношений природы и общества. Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе. НТР заставляет отказаться от рассмотрения природы только как средства, приучает людей воспринимать ее как цель деятельности. Это значит, что отныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихся процессов превращаются в единый космический процесс... 
"Мы отнюдь не властвуем над природой так, – писал Ф.Энгельс, – как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы ... мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее... все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять"[3]. Совершенствуя свои физические и духовные потенции, человек одновременно развивает и потенции остальной природы. 
Для построения единой теории взаимодействия общества и природы, для рационального управления этим взаимодействием существенно важна 
взаимодополняемость познавательных средств и подходов общественных, естественных и технических наук. Но не менее важно и то, что такая взаимодополняемость оказывается необходимой и при решении конкретных и неотложных экологических проблем. Сходная ситуация складывается и в такой сравнительно недавно возникшей и интенсивно развивающейся отрасли знания, как эргономика. Ее задача – целостное проектирование и оптимизация трудовой деятельности человека, оперирующего с современными техническими устройствами и системами. Эргономика, опирается на данные всех наук: общественных, естественных и технических, так или иначе изучающих труд. Однако она имеет особый объект исследования: системы "человек – машина – окружающая среда", которые она рассматривает в их целостности, во взаимодействии их компонентов. Такой комплексный подход – необходимое условие для создания новой техники, которая, обладая высокой производительностью, надежностью и экономичностью, может способствовать достижению социальных результатов – сохранению здоровья людей и развитию личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и качества человеческой деятельности как в сфере труда, так и везде, где человеку приходится вступать в контакт с современной техникой. 
Взаимодействие наук осуществляется не "вообще", а в связи с изучением конкретных практических и научных проблем и ведет к образованию новых блоков, комплексов общественно-научного, естественнонаучного и технического знания. За этим взаимодействием, следовательно, стоят процессы не только интеграции, но и дифференциации научного знания, появления новых исследовательских областей и направлений. 
Комплексность – важнейшая черта современной науки, необходимейшее условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект, охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. В современной науке изучаемый объект рассматривается, как правило, не с точки зрения отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое. Здесь требуется единство анализа и синтеза. Значит, все науки без 
исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны все время исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние всех его аспектов и проявлений. 
Один из важных и показательных результатов усиливающегося взаимодействия наук – возникновение и распространение в современном познании широких научных подходов и методов (кибернетики, теории информации, системного исследования и т. д.), которые находят применение в самых разных сферах науки, при изучении объектов самого различного содержания. Дальнейшее развитие таких научных подходов и методов, введение их в повседневный обиход – еще один путь к укреплению взаимосвязи общественных, естественных и технических наук. 



2. МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУК



Две следующие формы взаимосвязи наук – их "переплетение" и"стержнезация". Анализ процесса взаимодействия наук в наше время позволяет сделать следующий вывод: основными тенденциями в эволюции современных наук начиная примерно с середины ХХ в. с момента полного развертывания научно- технической революции – стало движение в сторону их "переплетения" и их "стержнезации". Однако в самой структуре научного знания, в его архитектонике еще сильны и дают себя знать его "родимые пятна", свидетельствующие о рождении наук в период господства односторонне-аналитического метода исследования. В самом деле, начиная с XVI – XVIII вв. все научное знание было расчленено на ряд фундаментальных отраслей, резко обособленных между собой. Это повлекло за собой два следствия:
1) членение знания на его отдельные отрасли, т.е. узкую специализацию; 
2) образование между этими отраслями резких разрывов, т.е. полное обособление одной специальности от другой. 
Последующее развитие наук в сторону установления их взаимосвязи стало преодолевать эти следствия односторонне примененного анализа: первое следствие осталось, в сущности, незатронутым, и весь научный прогресс совершался и нередко совершается пока в рамках прежних отдельных наук. Преодолено лишь второе следствие благодаря возникновению наук промежуточного характера. 
В прошлом внутренняя связь наук обнаружилась как возникновение переходных "мостов" между ранее разобщенными между собой науками. Но за пределами этих "мостов", т.е. за пределами промежуточных отраслей научного знания, каждая фундаментальная наука продолжала заниматься своим собственным предметом – своей специфической формой движения или специфической стороной объекта изучения, отгораживаясь от других наук. 
Однако за пределами таких "мостов" сами научные "берега", соединяемые этими "мостами", оставались по-прежнему обособленными друг от друга, замкнутыми в себе. В дальнейшем эти ранее обособленные науки приводятся во все более активное взаимодействие, во взаимный контакт. Сначала это были различные естественные науки, остававшиеся в основном все еще обособленными одна от другой и замкнутыми по-прежнему в себе; так это происходило, например, при одновременном изучении не только жизни, но и других объектов природы, скажем, мантии земной коры или космоса. 
Всем этим был сделан существенными шаг в сторону преодоления былой замкнутости наук и включения их в общее, объединяющее их исследование природных вещей и процессов. При этом объединяющим их началом, стимулом, вызывающим необходимость и возможность их взаимодействия, служило то, что они изучали один и тот же общий для них объект природы. Постепенно такое взаимодействие наук усиливалось в громадной степени, оказывая свое влияние на всю структуру современного научного знания. 
"Переплетение" наук означает такое их взаимодействие, когда несколько наук входят между собой в более или менее длительный контакт в целях решения какой-либо сложной научной проблемы или разработки какого-либо многогранного направления. 
Междисциплинарные направления и отрасли науки возникали не только в форме заполнения пропастей между ранее разобщенными, изолированными науками в результате прямого "переплетения" этих наук между собой, но и в форме возникновения таких наук, которые пронизывают собой как стержнем многие другие отрасли научного знания. Такова кибернетика, пронизавшая собой науки, имеющие дело с управляемыми и самоуправляющимися системами (жизнь, общество, техника). Так, "стержнезация" наук дополняет их "переплетение" и пересекается с ней, образуя в итоге сложную систему различных форм и путей развития процессов взаимодействия современных наук. Более сложные формы взаимосвязи наук – их "переплетение" и их "стержнезация". Науки фундаментальные, промежуточные и прикладные с техническими начинают "переплетаться" между собой самым различным образом и пронизываются стержневыми науками. 
Высшая форма взаимодействия наук – их комплексообразование. При этом во взаимодействие вступают не только науки одного профиля, но и науки всех отраслей. Комплексность в научном понимании – это не простое сложение методов различных наук, не простое следование синтеза за анализом, а слияние наук воедино при изучении общего для них объекта. 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Один из важных путей взаимодействия наук – взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была "уловлена". Для этого нужны были свои собственные – биологические методы и приемы их исследования.
Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм – характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности[5, c. 386]. 
В самом широком плане взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Взаимодействие наук имеет большое значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук. 
Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках "стыка", взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования "единой науки будущего". 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М.: “Прогресс”, 1986. – 432с.
  1. Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты. – М.: “Наука”, 1984. – 275с.
  1. Взаимодействие наук как фактор их развития. Сборник научных трудов. – Новосибирск: "Наука", 1988. – 214с.
  1. Кохановский В. П. Философия для аспирантов: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 452с.

  Добродетели

  • Мудрость и знания— Не просто копи знания, но учись мыслить. 
  • Смелость— Не поддавайся страху. Даже отступая, сохраняй ясность разума и силу духа. 
  • Человечность— Будь гуманным, не осуждай ближнего, разве сам ты не совершаешь ошибок? 
  • Справедливость— Не обижай никого, нанеся оскорбление или не воздав по справедливости, как велит долг. 
  • Умеренность— Избегай крайностей во всем; согласуй желания с возможностями. 
  • Одухотворенность— Не избегай сильных духовных ощущений и потрясений – они дают душе крылья. 

Мнение

...со второй половины XX в. исследование добродетелей переживает бум. Сегодня уже можно говорить об «аретическом повороте», затронувшем не только этику, но и другие области философии, а также образование, политическую философию и право. Знаком этого поворота в моральной философии стало развитие теоретических подходов, которые переключают внимание с последствий поступков, а также с принципов, норм и правил на целостный характер человека, его совершенство и добродетели. В моральной философии аретический подход связан с именами А. Макинтайра, Ф. Фут, Б. Уильямса, П. Гича, Р. Херстхаус, М. Слоута, К. Свонтон и мн. др. В своих теориях современные авторы обращаются к историко-философскому наследию и развивают главным образом идеи Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Д. Юма, Ф. Ницше в новом теоретическом контексте.
...этика добродетели сосредоточена не на принципах и правилах поступков, а на человеческом характере и тех качествах – добродетелях, которые определяют способность человека вести достойную жизнь, то есть последовательно и неизменно совершать морально обоснованные поступки в любых обстоятельствах на протяжении всей его жизни. 
Характер – сфера добродетелей – в контексте аретической этики рассматривается как совокупность определенных внутренних состояний, чувств, устойчивых качеств и склонностей, которые с необходимостью проявляются в поступках. Мораль не скрыта в мотивации человека, в его духовном настрое, она очевидна и явлена не только в отдельных поступках, но и в образе его жизни в целом. Обладающий добродетельным характером человек в своих поступках, отношениях к другим людям, в своей жизни в целом определенным образом мотивирован, он последователен и постоянен. Кроме того, добродетельным по определению является тот, кто обладает способностью к суждению, то есть способностью принимать корректные (уместные, своевременные, взвешенные) решения в самых разнообразных, в том числе – в неопределенных ситуациях и способностью ответственно действовать в соответствии с ними.
О.В.Артемьева | «Теоретические основания этики добродетели»

    Паттерны добродетелей

    Объяснить, что же такое добродетель, составить свод добродетелей, выработать методики, которые помогают человеку обрести добродетели, с далекой древности и по сей день пытаются философы, ученые, психологи, политики, социологи, теологи и педагоги. Решение этого спорного вопроса представляется различным, оно отражает основные приметы времени, уровень нравственного развития общества и культуры. Рассматривая различные каталоги добродетелей, мы попытаемся представить их в виде психологических паттернов, выделив основные стереотипы поведения, характерные для каждой добродетели и представив решение проблемы обретения человеком добродетели, как определенную последовательность действий и применение на практике выработанных навыков в процессе воспитания, в том числе и самовоспитания. 
    В одном из трактатов Платона – «Менон», построенном в форме диалога, философ приводит высказывание Сократа о добродетели. После беседы с Миноном Сократ делает вывод, что добродетелям невозможно научиться, и нет учителей, способных преподать добродетель, поэтому добродетель – это знак божественного удела. 
    Спиноза видел в добродетели любовь к Богу и природе, находя в ней исключительную пользу для человека: «Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».
    Согласно учениям французских просветителей, добродетели неотделимы от истины и являются верными спутниками общественного счастья. Гельвеций считал: «Добродетели покидают те места, откуда изгнана истина». Главный же «предмет добродетели» и ее цель он видел в общественном благе и в стремлении к «всеобщему счастью».
    Позднее (в работах Канта, Фихте и Гегеля) понятие добродетели, которое выступало до сих пор как этический принцип, было заменено на понятие свободы духа и высшего блага.
    Кант считал добродетель проявлением «моральной твердости» на пути следования «своему долгу», он был убежден: она «никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Философ утверждал, что добродетель - это не привычка к добрым делам и не следствие умеренности между двумя крайностями (пороками).
    Священник Юрий Максимов сводит все добродетели в единое целое, выделив одно их главное качество: постоянное делание добра, вошедшее в привычку и ставшее «благим навыком». По его мнению, каждая добродетель раскрывается и утверждается на практике. Он пишет:
    «Пока человек не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное представление. Здесь разница примерно такая же, как между тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране, и тем, чтобы самому съездить в эту страну».
    По словам епископа Феофана, «добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности».
    Таким образом, в современном понимании добродетель это не просто Божественный удел, как полагал Платон, но и плоды труда каждого отдельного человека, который сумел довольно отвлеченное и идеалистическое понятие сделать основным качеством своей натуры.
    Добродетели предстают перед нами, как маяки, к которым, прилагая определенные усилия, человек может и должен стремиться. Приведенный здесь каталог паттернов представляет каждую добродетель как отработанный до автоматизма набор мыслей и навыков, которые помогают человеку последовательно и надежно справиться с отрицательными эмоциями и добиться поставленной цели.

    Паттерн: Смелость
    Контекст: На пути к успеху вы встречаетесь с реальной или мнимой опасностью, о которой вас предупреждает страх – одна из самых сильных человеческих эмоций. К счастью, страх зачастую вызван нашим собственным воображением: мы боимся темноты, мышей, уколов и публичных выступлений. От вашей способности различить реальную и воображаемую опасность и навыков действия перед лицом реальной опасности зависит ваш успех в достижении цели. 
    Проблема: Быстро определить источник опасности и преодолеть страх.
    Решение: Смелость – это способность человека отделить (осознать) эмоциональный компонент (страх) ситуации, проанализировать опасность или угрозу, принять быстрое решение и иполнить его, опираясь на ранее приобретенные навыки. Смелость можно воспитать, работая на своими страхами. Навыки, которые вы можете приобрести включают в себя: 1) способность быстро и хладнокровно проанализировать ситуацию и правильно классифицировать опасность или угрозу 2) способность наблюдать за другими и повторять их действия по преодолению страха 3) способность избегать опасность 4) способность запрограммировать свои мысли, контролировать их и управлять ими 5) способность повернуться лицом к опасности, если это того стоит 6) способность быстро перейти в атаку: помните, что лучшая защита – это нападение 7) способность бороться со своими фобиями: иногда нужно найти в себе мужество и обратиться к психиатру 8) умение посмеяться над собой и своими (мнимыми) страхами
    Родственные паттерны: храбрость, отвага, самообладание, решительность
    Безрассудство является пороком избытка смелости, трусость – пороком недостатка.

    Паттерн: Воздержание
    Контекст: Воздержание приводит к духовному совершенству, но далеко не каждый человек способен достичь подобных высот, держа под постоянным контролем свои мысли, чувства и поступки. Однако, даже попытка ограничить себя в чем-либо или вовремя остановиться чаще всего значительно приближает человека к любой поставленной цели, и напротив, всякое проявление неумеренности и несдержанности уводит его от намеченного пути в сторону и отражается не лучшем образом на его репутации.
    Проблема: Соблюдать меру во всем, уметь вовремя останавливаться, контролировать свои поступки, мысли и чувства.
    Решение: Воздержанность – способность человека держать под контролем свои потребности, умение определять границы допустимого и не нарушать их. Способность к воздержанию можно и нужно постоянно совершенствовать. 1. В этом в первую очередь помогает религиозное самосознание, верующему человеку легче воздерживаться от излишеств. 2. Важно знать, где находится грань между необходимым и излишним. Изучив свои слабые места, следует установить для себя «черту», за которую стараться не переходить ни при каких обстоятельствах. 3. Подчинив своему сознанию не только желания, но и эмоции, можно воздержание превратить в привычку. 4. Воспитать умеренность помогают различные диеты и особенные предпочтения в пище, например вегетарианство, отказ от сладкого, острого и пр. Соблюдая требования определенной схемы питания в течение нескольких лет, человек обретает способность контролировать и другие свои порывы, придерживаясь золотой середины.
    Родственные паттерны: самоконтроль, самообладание, умеренность.
    Пьянство, обжорство, гневливость, скандальность – проявление недостатка воздержания, аскетизм – избыток воздержания.

    Паттерн: Молчание
    Контекст: Молчание тесно связано с общением. Умение вовремя промолчать не только спасает от лишних скандалов, оскорблений и недоразумений, но и дает время сосредоточиться на разговоре, продумать ответ, взвесить все аргументы, прислушаться к своей интуиции. Способность к молчаливому созерцанию и наслаждению тишиной делает поступки человека более осознанными и обдуманными, помогает лучше усваивать информацию, правильно ее истолковывать и быть более чутким по отношению к собеседнику.
    Проблема: Уметь вовремя замолчать, отстраниться от суеты и пустословия, уметь слушать и слышать собеседника. Не пугаться одиночества и тишины.
    Решение: Молчание – отсутствие разговора. В самый разгар беседы порой бывает очень трудно сдержаться от оскорблений и не наговорить лишнего. Многие любители поговорить мучительно переносят вынужденное одиночество и не могут оставаться в тишине длительное время. Важно помнить, что пустословие и несдержанность мешают быть рассудительным, сосредоточенным и свидетельствуют о не уважении к собеседнику. 1. Чтобы научиться молчать, важно научиться слушать. Чем чаще человек слушает различные аудиозаписи (музыка, лекции, книги) или прислушивается к окружающим его звукам, тем больше он ценит молчание и тишину, а также полнее воспринимает окружающий мир. 2. Можно освоить техники медитации, которые предполагают внешнюю и внутреннюю тишину и помогают раскрыться человеку. 3. Приучить себя спокойно воспринимать одиночество, использовать это время для обдумывания своих планов и мыслей. 4. Научиться контролировать себя во время разговора, выдерживать паузы, давать собеседнику выговориться. Не допускать того, чтобы собеседник говорил меньше, не перебивать его и удерживать себя от оскорблений.
    Родственные паттерны: самоконтроль, самообладание, умеренность, воздержанность
    Болтливость, пустословие, многословие, разговорчивость – проявление неумения молчать, обед молчания – крайнее проявление молчания.

    Паттерн: Порядок
    Контекст: Когда порядок окружает человека дома и царит на его рабочем месте, находит отражение в его мыслях и поведении, человеку легче обрести гармонию, насладиться комфортом, спокойствием, обрести стройность мышления.
    Проблема: Навести порядок в своих вещах, планах, мыслях и поступках.
    Решение: Редкий человек не стремится в той или иной степени упорядочить свою жизнь. Существует множество причин и жизненных обстоятельств, которые мешают быть последовательным в быту и в мыслях. Вопреки трудностям важно преодолевать все преграды, которые мешают наведению порядка и прежде всего преграды, возводимые самим человеком, по причине отсутствия привычки к порядку. 1. Воспитать в себе любовь к порядку помогает постоянный самоконтроль. Нужно заставлять себя соблюдать порядок, вопреки нежеланию и лени. 2. Организовать свое личное время, избавиться от постоянных опозданий поможет режим дня. 3. Наряду с режимом важно помнить о планировании своих действий и уметь придерживаться выработанного плана. 4. Часто хорошим подспорьем для неорганизованного человека оказывается коллектив. Воинская дисциплина, или жесткие санкции на работе, применяемые к постоянно опаздывающим и недисциплинированным сотрудникам, помогают человеку воспитать в себе любовь к порядку. 
    Родственные паттерны: самоконтроль, целеустремленность, дисциплинированность, организованность, чистоплотность
    неорганизованность, недисциплинированность, несобранность, неопрятность, неаккуратность – проявление неумения соблюдать порядок. Педантизм – крайнее проявление любви к порядку.

    Паттерн: Решительность
    Контекст: Достижение поставленной задачи, воплощение задуманного и успех в делах часто требуют решительных действий. Важно, чтобы это решение было рациональным и своевременным, направляющим энергию человека в нужное русло и придающим силы на пути к намеченной цели. Из-за нерешительности и неуверенности человек теряет время на постоянные сомнения и раздумья, не видит перед собой никаких ориентиров и тем более не в состоянии достичь желаемых результатов. 
    Проблема: Поставить цель, выбрать верное решение и сделать все возможное для достижения результата, отметая все сомнения и беря на себя ответственность за свои действия.
    Решение: Решительность относится к волевым качествам, которая проявляется в способности своевременно принимать решения и брать на себя ответственность за свои поступки. Решительность требует от человека умения пользоваться сразу несколькими навыками, которые, при их отсутствии или слабом развитии, очень важно в себе воспитывать и совершенствовать. 1. Способность брать штурмом любые трудности можно выработать в процессе длительной работы человека над собой, начав с преодоления относительно небольших препятствий. 2. Умение ставить перед собой конкретную цель. Видя впереди четкие ориентиры человеку легче принять решение и перестать сомневаться. 3. Уверенность и доверие к себе. Чтобы принять верное решение важно не поддаваться чужому влиянию и слушать «внутренний голос».
    Родственные паттерны: целенаправленность, смелость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность.
    Золотая середина: нерешительность, безответственность, неуверенность – говорят об отсутствии навыков принимать самостоятельное решение. Безрассудность, неоправданный риск, необдуманность поступков – крайнее проявление решительности.

    Паттерн: Бережливость
    Контекст: Бережливость характерна для большинства людей, находящихся в бедственном положении. Однако далеко не все могут бережно относиться к материальным и духовным ценностям в то время, когда финансовые трудности позади. Умение при любых обстоятельствах разумно вести финансовые дела, рационально использовать собственные силы и правильно распоряжаться своим имуществом помогает не только позаботиться о завтрашнем дне, но и характеризует человека, как личность, умеющую контролировать свои поступки, относящуюся с уважением к чужому достоинству. Бережливый человек всегда в состоянии прийти на помощь. Он способен отказаться от роскоши, четко представляя себе грань между излишним и необходимым.
    Проблема: Отказаться от излишеств, научиться контролировать свои расходы, душевные и физические силы. 
    Решение: Бережливость должна стать не просто чертой характера, она должна лечь в основу поведения человека, а для достижения этой цели многим необходимо провести серьезную работу над собой, пересмотреть свои взгляды и принципы. Бережливость основывается на: 1. Самоконтроле. Важно научиться отказываться от желаемого и приобретать исключительно необходимое. 2. Постоянном учете личных расходов. 3. Тренировках. Регулярные физические нагрузки позволяют понять ресурсы своего организма и научиться их рационально использовать.
    Родственные паттерны: самоконтроль, расчетливость, рациональность
    Золотая середина: расточительность, беспечность, неумеренность – говорит об отсутствии бережливости. Скряжничество, жадность, скупость – крайнее проявление бережливости.

    Паттерн: Трудолюбие
    Контекст: Трудолюбие в большинстве случаев лежит в основе успеха, благосостояния, уверенности в своих силах, терпения. Это качество, которое позволяет получать не только удовольствие от работы, но и черпать в труде дополнительные силы, заряжаться энергией.
    Проблема: Отказаться от лени, изменить отношение к труду с негативного на позитивное. Заставить себя работать, научиться получать удовольствие от работы.
    Решение: Любовь к труду всегда положительно характеризует человека. Научиться получать удовольствие от работы заставить себя преодолевать лень можно, если задаться такой целью. Работая над собой и воспитывая в себе потребность в труде, важно получить ряд необходимых навыков. 1. Сосредоточенность на результате. Способность рассматривать результат труда, как изменение к лучшему. 2. Воспитать в себе желание учиться. 3. Добросовестно выполнять задания, которые даются самому себе. 4. Научиться вдохновлять себя размышлениями о результатах труда, относиться к любой работе с оптимизмом.
    Родственные паттерны: высокая работоспособность, деятельность.
    Золотая середина: леность, апатия, бездеятельность, безделье – говорят об отсутствии трудолюбия. Трудоголизм – крайнее проявление трудолюбия.

    Паттерн: Искренность
    Контекст: Искренность помогает человеку оставаться самим собой при любых обстоятельствах, позволяя открыто выражать чувства, совпадающие с его намерениями и высказываниями. Искренность вызывает доверие у собеседника, помогает добиться расположения большой аудитории. Прибегая время от времени ко лжи, лицемерию и двуличию, человек рискует навсегда потерять способность сохранять единство мысли и слова, вести себя естественно и быть самим собой при любых обстоятельствах. Искренность, присущую каждому ребенку, с возрастом легко потерять, и чтобы обрести ее вновь требуется приложить немало усилий. 
    Проблема: Оставаться честным с самим собой, отказаться от двуличия и лукавства, находясь в окружении людей.
    Решение: Искренность в общении не появляется сама собой, она является отражением воспитания, культуры, веры человека. Стать более искренним помогает воспитание, в том числе и религиозное, личный пример родителей, общение с людьми, обладающими этим качеством, изучение классической литературы и искусства. Необходимо также уделять внимание выработке определенных качеств, прежде всего самоуважения, и научиться воздерживаться от лишних опасений, нерешительности и мягкости.
    Родственные паттерны: открытость, чистота, правдивость
    Золотая середина: лживость, лицемерие, двуличие – говорят об отсутствии искренности. Искренность во всем, стремление во всех ситуациях говорить только правду – крайнее проявление искренности.

    Паттерн: Справедливость
    Контекст: Абсолютная справедливость – идеализированное понятие, к которому стремятся как отдельные граждане, так и целые государства. Кроме того, справедливость – изменчива, ее критерии часто пересматриваются. Тем не менее, поступать беспристрастно, в соответствии с законом и моральными принципами – необходимо. В этом убедился каждый, кто хоть раз столкнулся с проявлением несправедливости по отношению к себе. Человек, уверенный в том, что его действия и поступки справедливы, обретает силу, верит в себя, он беспристрастно относится к чинам, званиям и статусу окружающих и надеется на предоставление равных возможностей для каждого.
    Проблема: При любых обстоятельствах поступать беспристрастно, уважая закон и в соответствии с моральными принципами.
    Решение: Чтобы поступать по справедливости необходимо четко представлять себе соответствие между содеянным и ответным действием: преступлением и наказанием, правами и обязанностями, работай и оплатой. Поэтому в основе справедливости непременно лежат знания прав, общественного порядка, моральные принципы. Однако, для проявления справедливости одних знаний недостаточно, важно воспитать в себе определенные навыки, позволяющие действовать в соответствии с собственным мировоззрением. Интерес к окружающему миру и стремление победить беззаконие могут стать прочным фундаментом на пути к справедливости.
    Родственные паттерны: честность, принципиальность
    Золотая середина: несправедливость, неповиновение закону, нарушение закона – говорят об отсутствии справедливости. Догматизм – крайнее проявление справедливости.

    Паттерн: Умеренность
    Контекст: Умеренность стоит на страже здоровья, благополучия, душевного спокойствия. Умение придерживаться золотой середины помогает сохранять равновесие в самых сложных ситуациях, правильно рассчитывать свои силы и принимать оптимальные решения. Не способность человека удержаться от соблазнов делает его зависимым от обстоятельств и собственных слабостей.
    Проблема: Отказ от крайностей, отсутствие чувства меры и самоконтроля, не способность вовремя останавливаться.
    Решение: В основе умеренности лежит постоянный самоконтроль, сознательный отказ от излишеств. Занимаясь самовоспитанием нужно приучить себя отказываться от излишеств и вовремя останавливаться: в беседе избегать оскорблений и проявления радикализма, брать на себя посильные нагрузки, не изнурять себя голодом и не переедать, избегать фанатизма и пр. 
    Родственные паттерны: воздержание, сдержанность
    Золотая середина: распущенность, порочность, страстность, фанатизм - отсутствие умеренности. Самоистязание – крайнее проявление умеренности.

    Паттерн: Чистоплотность
    Контекст: Привычка содержать в чистоте свое тело, свой дом и рабочее место не только помогает избежать ряда заболеваний, она дает возможность сохранять стройность мышления, быть последовательным, пользоваться уважением среди окружающих. Чистоплотность внутренняя позволяет избежать ошибок, страстей, делает человека независимым от критики и придает уверенность в борьбе за свои убеждения.
    Проблема: Постоянно содержать в чистоте свое тело, быть аккуратным в быту не допускать бранных слов и скверных помыслов.
    Решение: Научиться общим навыкам гигиены и чистоплотности в быту проще, чем научиться соблюдать чистоту внутреннюю. В основе чистоплотности в широком смысле этого слова лежит отказ от излишеств, преданность своим убеждениям, сдержанность в речи. Прежде чем все проявления чистоплотности войдут в привычку необходимо долгое время сознательно сдерживать себя от крайностей, контролировать свои мысли и поступки. 
    Родственные паттерны: воздержание, сдержанность, умеренность, аккуратность
    Золотая середина: распущенность, порочность, нечистоплотность, неразборчивость говорят об отсутствии чистоплотности. Педантизм, щепетильность, чистоплюйство – крайнее проявление чистоплотности.

    Паттерн: Спокойствие
    Контекст: Сохранять спокойствие важно практически при любых обстоятельствах. Это позволяет находить верное решение, действовать в соответствии с ситуацией и не совершать лишних ошибок. Эмоции и порывы часто мешают поступать рационально, лишают сил, уверенности, служат благодатной почвой для страхов и комплексов. Кроме того, человек, сохраняющий спокойствие в споре, экстремальной ситуации, в сложных жизненных обстоятельствах, вызывает уважение у окружающих.
    Проблема: Сдерживать эмоции и порывы, сохранять душевное равновесие.
    Решение: Порой бывает очень сложно успокоиться и прийти в себя после эмоционального всплеска, еще сложнее не допустить бурного проявления эмоций и сохранить спокойствие вопреки всем невзгодам и неприятностям. Чтобы спокойствие вошло в привычную манеру поведения и стало положительным качеством, которое не подведет в самый ответственный момент, оно должно включаться автоматически. Это становится возможным, если уделить достаточно времени работе над собой. Достичь спокойствия помогают психологические тренинги, вера, образование, самосовершенствование. Фундаментом спокойствия служит уверенность и самоуважение.
    Родственные паттерны: сдержанность, хладнокровие
    Золотая середина: суетливость, паникерство, эмоциональная лабильность, истеричность говорит об отсутствии спокойствия. Безразличие, равнодушие, черствость – крайнее проявление спокойствия.

    Паттерн: Целомудрие
    Контекст: Целомудрие позволяет контролировать свои желания, трансформировать навязчивые мысли и грубые отношения. Отсутствие целомудрия может привести к неожиданным последствиям и стать причиной губительных порывов. Это порок, отнимающий уверенность в себе, лежащий в основе доступности и гордыни.
    Проблема: Неспособность отказаться похоти и желания сексуальных отношений с каждым, кто привлекает, а также не способность пойти по пути воздержания.
    Решение: Целомудрие, заложенное в человека родителями или являющееся плодом религиозного воспитания, прочнее всего укореняется в нем и служит надежным ориентиром в мыслях и поступках. Однако не каждому дано понять ценность этого качества с юности, часто осознание необходимости сохранения равновесия между душевными и телесными потребностями приходит в более зрелом возрасте. В этом случае необходимо пойти по пути постоянного самосовершенствования, научиться подчинять эмоции разуму, избегать чрезмерного, бороться с собственной лживостью и распущенностью.
    Родственные паттерны: сдержанность, чистота
    Золотая середина: похоть, распущенность, развращенность - говорит об отсутствии целомудрия. Полное воздержание – крайнее проявление целомудрия.

    Паттерн: Скромность
    Контекст: Скромность спасает от излишней уверенности в себе и не совместима с тщеславием. Это дает возможность скромному человеку лучше разглядеть достоинства окружающих его людей, перенимать их опыт и оценивать их успехи. Скромность служит прекрасной основой для достижения высоких целей, самосовершенствования, обучения, так как направляет силы человека в правильное русло, удерживая от излишеств, и заставляет стремиться к достижению реальных результатов, позволяющих добиться искреннего уважения окружающих.
    Проблема: Уважение чужого достоинства, сопоставление самооценки с мнением окружающих, умение сдерживать себя от самолюбования
    Решение: Скромность закладывается родителями в раннем возрасте или обретается путем сознательной работы над собой. Самое сложное в воспитании скромности для зрелого человека, у которого она полностью отсутствует, это понять действительную ценность данной добродетели и, имея желание побороть привычку к самолюбованию, приложить достаточные усилия для достижения результата. Чаще всего о скромности человек задумывается вместе с началом постижения основ религиозного учения, что становится прекрасным стимулом для работы над собой. В основе скромности лежит почтительное отношение к старшим, забота о слабых, интерес к окружающим. Тесно связана со скромностью благотворительность без кичливости и лишней огласки, а также снисхождение к промахам, недостаткам и ошибкам других.
    Родственные паттерны: воспитанность, отзывчивость, культурность
    Золотая середина: тщеславие, самолюбование, кичливость, гордость - говорит об отсутствии скромности. Самобичевание, самоуничижение – крайнее проявление скромности.

    Паттерн: Знание и мудрость
    Контекст: Знание и мудрость только на первый взгляд имеют что-то общее. Знание не может подарить человеку мудрость, а способно лишь обеспечить его необходимой информацией. Человек, имеющий достаточный жизненный опыт и умеющий мыслить может, даже не обладая большими знаниями, проявлять мудрость в решениях и поступках. Чтобы научиться извлекать пользу из полученной информации, важно уметь ее верно трансформировать, преображать и пересматривать в соответствии с собственным опытом, и тогда мудрость станет верным помощником на пути решения трудных задач.
    Проблема: Применение знания на деле, принятие решений, основанных на полученной информации.
    Решение: Образование становится все более доступным и часто человек ограничивается получением знаний, стремясь как можно больше насытить себя информацией различного рода и не желая тратить время на обдумывание, поиск новых решений, сопоставление различных данных. Любознательность, пытливость ума, потребность в постоянном получении информации, интерес ко всему новому – все это необходимо развивать в себе, чтобы приблизиться к мудрости, но, даже выработав в себе все эти качества, человек оказывается лишь на первой ступени на пути к поставленной цели. Непременным условием мудрости должна стать привычка извлекать пользу от полученных знаний. Чтобы стать по-настоящему дальновидным и прозорливым необходимо приложить усилия, заставляя себя тратить достаточно времени на обдумывание ситуации, научиться получать удовольствие от поиска нового взгляда на привычные вещи и решения трудных задач.
    Родственные паттерны: дальновидность, прозорливость, образованность
    Золотая середина: глупость, недальновидность - говорит об отсутствии мудрости. Мудрствование, выводы, основанные исключительно на теории и оторванные от реальности – крайнее проявление мудрости.

    Паттерн: Творчество
    Контекст: Творчество делает результат любой деятельности уникальным, так как в процессе творчества принимают участие не только стандартные трудовые операции и логические выводы, но и задействуются определенные личностные аспекты. Конечный продукт творчества всегда является наиболее ценным, чем продукт, полученный в процессе производства. Кроме того, сам процесс творчества приносит удовольствие человеку, способному неординарно мыслить. В тоже время безоговорочное принятие чужого мнения, самокритика и боязнь критики со стороны, действие по выработанным шаблонам, отсутствие терпения при поиске ответов – делает человека ограниченным, предсказуемым, скучным, а результаты его труда однотипными, стандартными и не представляющими особой ценности для окружающих.
    Проблема: Конформизм, следование цензуре и алгоритмам, торопливость.
    Решение: Чтобы результаты опытов, научных поисков и планов стали плодом озарения, совершенно нового решения (подхода), необходимо уметь творчески мыслить. Творческое мышление, присущее каждому ребенку, может быть утрачено с возрастом. Восстановить эту способность стоит попробовать, ориентируясь на основные моменты, необходимые для озарения. Принимаясь за какую-либо задачу, важно рассмотреть ее со всех возможных сторон и выработать несколько вариантов ее возможного решения. Затем стоит переключиться на что-то другое, отвлечься, отдохнуть. Озарение должно прийти само собой и явить тот единственно верный и уникальный ключ к поставленной задаче, который, используя стандартные подходы, найти бы не удалось. На последнем этапе остается только проверить, насколько подходит этот ключик, другими словами, реализовать решение на практике. Еще одним важным условием для творчества является наличие эстетического чувства, именно оно помогает отсеять все лишнее и выбрать, основываясь на предчувствие и интуиции, оптимальное решение. 
    Родственные паттерны: оригинальность, свободомыслие, непредубежденность
    Золотая середина: ограниченность, конформизм, ригидность, соглашательство, торопливость - говорят об отсутствии творчества. Беспринципность, отсутствие критического мышления – крайнее проявление творчества.

    Паттерн: Любопытство
    Контекст: Интерес ко всему новому помогает наполнить жизнь событиями и смыслом. Любопытство служит предпосылкой к изучению окружающего мира и обучению. Именно с него начинается большинство открытий. Основной преградой для любопытства служит страх. Он останавливает человека на пути к познанию и изучению. Иногда страх спасает от излишнего любопытства, угрожающего жизни и здоровью, но очень часто причиной страха служит мнимая проблема: привычка опасаться всего нового, боязнь перемен, неодобрительных взглядов, наказания, непонимания и пр.
    Проблема: Боязнь всего нового, инертность.
    Решение: Любознательность заложена в человека наряду с такими жизненно важными потребностями, как потребность в еде, сне, воде. Исследуя окружающий мир, ребенок, натыкается на препятствия, представляющие для него опасность, получает замечания, порой его наказывают за проявленную инициативу, таким образом, страх останавливает его любопытство, а со временем становится причиной полного безразличия ко всему новому. Чтобы позабыть об опасениях и разбудить интерес нужно серьезно чем-то заниматься, попытаться, начав с малого, пойти навстречу своим страхам. Не избегать перемен, а спокойно привыкать к изменению обстановки. Обращать внимание на все новое: изучать поведение новых знакомых, необычные факты. Широкий кругозор и чтение познавательной литературы также подстегивают любопытство, заставляя интересоваться все новыми подробностями. 
    Родственные паттерны: заинтересованность, увлеченность, любознательность
    Золотая середина: безынициативность, инертность, апатия, равнодушие - говорят об отсутствии любопытства. Безрассудность, безграничное любопытство – крайнее проявление любопытства.

    Паттерн: Непредубежденность
    Контекст: Непредубежденность дарит свободу мысли, позволяет иметь собственное мнение, давать объективную оценку событиям и признавать справедливость чужих высказываний. Она помогает совершать открытия, принимать справедливые решения, отказаться от догм и устоявшихся, общепринятых правил. Любое предубеждение закрывает от человека новую истину и новый взгляд на привычные вещи, ограничивает его выбор, мешая ему найти оптимальное решение поставленной задачи, учитывающее все возможные обстоятельства.
    Проблема: Привычка. Нежелание отказываться от своих убеждений, самолюбие.
    Решение: Непредубежденность это способность человека отказаться от слепой веры и быть открытым к пониманию и принятию новых взглядов, мнений, точек зрения. Избавиться от всех предубеждений невозможно без духовного роста, расширения кругозора. Мало информированный человек, не способный справиться с привычкой «навешивать ярлыки» на своего собеседника также не сможет достичь свободы мысли и выработать самостоятельный взгляд на окружающий мир. Таким образом, достичь непредубежденности помогает самосовершенствование, самообразование, преодоление косности мышления и избавление от стереотипов.
    Родственные паттерны: широта взглядов, свободомыслие
    Золотая середина: предвзятость, пристрастность, косность - говорят об отсутствии непредвзятости. Равнодушие – крайнее проявление непредвзятости.

    Паттерн: Любознательность
    Контекст: Любознательность побуждает человека получать новые знания, спасает от уныния и апатии, придает силы для новых поисков и открытий. Подавить любознательность может злоба, которая мешает перенимать опыт и знания у других людей, мешает достичь желаемого результата.
    Проблема: Отсутствие интереса к окружающему миру, злость.
    Решение: Любознательность не совместима с информационной изоляцией и малограмотностью. Воспитывая в себе это качество, нужно постараться быть в курсе последних событий, следить за новостями, заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию. Развивает любознательность также наблюдательность, обратив внимание на мелочи и детали, легче увлечься целым. 
    Родственные паттерны: информированность, любопытство
    Золотая середина: равнодушие, безучастность, безразличие, инертность - говорят об отсутствии любознательности. Дотошность, чрезмерное любопытство – крайнее проявление любопытства.

    Паттерн: Дальновидность
    Контекст: Способность строить планы, выбирать нужную модель поведения, выстраивать отношения, исходя из собственного опыта, анализа своего прошлого и окружающих событий, помогает человеку избежать ошибок и поспешных решений. Недальновидность приводит к неверным выводам, поступкам, о которых приходится сожалеть, мешает привыкнуть к переменам. В тоже время дальновидность предполагает ответственность за принятые решения.
    Проблема: Неумение улавливать скрытую логику событий, предугадывать будущее, выбирать верное решение.
    Решение: Элементарная дальновидность проявляется в умении человека одеваться по погоде. Чтобы научиться находить верное решение в определенной ситуации можно попробовать ее мысленно представить, прожить и только после этого определиться с моделью будущего поведения. Развить дальновидность помогают шахматы, нарды, самообразование, расширение кругозора.
    Родственные паттерны: предусмотрительность
    Золотая середина: ограниченность, узкий кругозор - говорят об отсутствии дальновидности. Мнительность – крайнее проявление дальновидности.

    Паттерн: Храбрость
    Контекст: Храбрость помогает действовать в стрессовых ситуациях, сохраняя трезвую оценку и ясность мышления. Храбрость дает силы победить страх, помогает найти выход для себя и других при возникновении опасности, достичь поставленной цели, вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам. Без храбрости невозможно одержать победу над неуверенностью и сомнениями, проявить героизм, решиться на ответственные действия, требующие энергии.
    Проблема: Преодоление страха при возникновении опасности и в стрессовых ситуациях.
    Решение: Храбрость можно выработать на психологических тренингах, а также воспитать в себе в процессе длительных тренировок. Приобретая привычку без страха встречать стрессовую ситуацию, сознательно на нее выходя, человек культивирует в себе храбрость. Изучение истории отечества, развивая патриотизм, также закладывает фундамент для храбрости. 
    Родственные паттерны: смелость, отвага, решительность
    Золотая середина: боязливость, трусость, робость - говорят об отсутствии храбрости. Сумасбродство, безрассудность – крайнее проявление храбрости.

    Паттерн: Цельность
    Контекст: Цельность натуры человека не только вызывает уважение у окружающих, она важна для самореализации, она окрыляет, придает уверенность, направляет к цели и избавляет от противоречий. И наоборот, отсутствие единой системы ценностей, мешает определить границу допустимого, нарушает объективность восприятия.
    Проблема: Изменчивое мировоззрение, система ценностей, зависящая от обстоятельств.
    Решение: Цельность тесно связана с образованием. Обучаясь, расширяя свой кругозор, читая светскую и духовную литературу, человек вырабатывает собственное мировоззрение. Цельность может приобретаться вместе с верой, воспитанием, быть результатом самосовершенствования. Любая работа над собой, анализ своих поступков и мыслей, очистка их от двойственности и логических несостыковок помогают воспитать в себе цельность. Внимание и уважение к людям, всему живому присуще только человеку обладающему цельностью, развитие этих качеств помогает выработать стойкое собственное мировоззрение.
    Родственные паттерны: гармоничность
    Золотая середина: непоследовательность, непостоянство - говорят об отсутствии цельности. Догматизм, фанатизм – крайнее проявление цельности.

    Паттерн: Жизнестойкость
    Контекст: Жизнестойкость присуща оптимистам, она выручает человека в самых трудных жизненных ситуациях, позволяя выйти из всех испытаний победителем и приобрести жизненный опыт. Им помогает убежденность в том, что все в этой жизни имеет свой смысл, а также принятие действительности такой, какая она есть. Часто эти люди находят самые незаурядные решения при любых обстоятельствах, раскрывая свои способности и проявляя лучшие человеческие качества. Кроме того, жизнестойкость спасает от неуверенности, комплексов и придает сил. Противостоит жизнестойкости пессимизм и уныние, лишающие людей всех этих преимуществ в сложных обстоятельствах.
    Проблема: Пессимизм, нежелание бороться с трудностями
    Решение: Жизнестойкость может быть заложена с детства, но может быть выработана и в зрелом возрасте в процессе работы над собой. В этом помогает образование, дающее общее понимание основных жизненных процессов, оптимистическое отношение к жизни, борьба с унынием и отчаянием. Осознать свои возможности, заложив фундамент для проявления жизнестойкости, можно также благодаря благотворительности.
    Родственные паттерны: оптимизм, жизнелюбие
    Золотая середина: вялость, уныние, апатия - говорят об отсутствии жизнестойкости. Бравада – крайнее проявление жизнестойкости.

    Паттерн: Человечность
    Контекст: В основе человечности лежит любовь, доброта и интеллигентность, что дает возможность чувствовать других людей, понимать их интересы и нужды. Человечность служит источником сил для преобразования окружающего мира к лучшему и совершения добрых дел, позволяет отвлекаться от всяческого негатива, дарит надежду на будущее, помогает обрести веру в других людей. Уверенность в своих силах и доверительное отношение к жизни дарит такому человеку спокойствие.
    Проблема: Недоверие к людям, равнодушие
    Решение: Человечность развивается вместе с растущим интересом к жизни и окружающим людям. В этом могут помочь различные тренинги и элементарное стремление к взаимопомощи, неравнодушному отношению к проблемам и несчастьям окружающих, а также любая благотворительность.
    Родственные паттерны: чуткость, понимание, доброта
    Золотая середина: равнодушие, черствость - говорят об отсутствии человечности. Всепрощение – крайнее проявление человечности.

    Паттерн: Настойчивость
    Контекст: Настойчивость позволяет преодолевать все препятствия на пути к поставленной цели, при этом воля к победе выражается не только в действии, но и в поступках, а важным условием успеха является сочетание душевных и физических сил. Настойчивость помогает избавиться от нерешительности, вялости, не позволяет отступать и дарит интерес к жизни. Человеку, не обладающему этим качеством, многие препятствия кажутся непреодолимыми, что приводит к апатии и утрате воли к победе.

    Проблема: Нежелание преодолевать жизненные трудности и решать проблемы.
    Решение: Быть настойчивым – это разумно, рационально и важно для достижения поставленных целей и успеха в целом. Настойчивость можно развить в зрелом возрасте, главное уделить этому достаточное количество времени и сил. В этом поможет «образец» настойчивости – какой-либо человек, обладающий таким качеством, его образ необходимо постоянно держать в голове. Важна также постановка и достижение цели, причем она должна быть не столько значительной, сколько реально достижимой. Развивают настойчивость и занятия спортом, проживание в суровых климатических условиях, а также общение с маленькими детьми.
    Родственные паттерны: целеустремленность
Золотая середина: вялость, апатия - говорят об отсутствии настойчивости. Навязчивость, назойливость, настырность – крайнее проявление настойчивости. ===================================================================

 

ВООБРАЖЕНИЕ


    Норенко Ю.И.
    Донецкий национальный технический университет 

    Источник: Исследовательская работа попсихологии и педагогике, написанная Норенко Ю.И. на четвертом году обучения в ДонНТУ - Донецк, ДонНТУ - 2008, с. 15 


I. Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.


Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторв. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов. Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.


Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения. 


Познавательные образы можно подразделить на: 


- чувственно наглядные 


- рациональны (понятийные).

Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств. Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения.
Существуют различные виды воображения. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги).Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида. Воссоздающее воображение - представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческое воображение – более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее, но четкой грани между ними нет.
Как особый вид воображения выделяют мечту. Не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называют мечтой. Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.
адшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфичекие возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией,обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Занимаясь творчеством ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость,что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. Часто мечты бывают нереальными, т.е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение,отличаются талантливостью,их часто называют богато одаренными личностями.
VIII. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображенич или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочиненийпо литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределенности;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функций воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и саморазвиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи “открытого типа”, т.е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные,в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.




© ДонНТУ 2009, Норенко Ю.И.

Комментариев нет:

Отправить комментарий